Выставка «Владимир Федорович Марков» приурочена к 100-летию со дня его рождения.
Выдающийся художник, архитектор, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор В.Ф. Марков более тридцати лет возглавлял кафедру керамики и стекла Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной, при этом в течение многих лет был заместителем директора по научно-учебной части и проректором по учебно-производственной работе. Усилиями возглавляемой им кафедры была создана уникальная ленинградская школа керамики и стекла.
Художник В.Ф.Марков внес значительный вклад в российское и мировое декоративно-прикладное искусство.
Он был коренным петербуржцем, влюбленным в родной город, в его архитектуру, умеющим видеть красоту города в любое время года. Будучи человеком энциклопедически образованным во многих областях культуры и искусства, он стал одним из активных деятелей художественного образования в Советском Союзе. Им были разработаны программные методические материалы, которые и сегодня используются в учебных заведениях страны и за рубежом.
Помимо художественного, В.Ф. Марков имел глубокое музыкальное образование. Музыка была его пристрастием с юных лет и сопровождала его всю жизнь. Неудивительно, что все произведения художника как бы «поют», плавно перетекая музыкальными линиями и ритмами, одухотворяя зримое пространство.
Творческое наследие художника отличается удивительной цельностью и многообразием. Условно его можно разделить на три периода, относящиеся к 1950-м, 1960-м и 1970-м годам. Каждое десятилетие имеет свои наиболее яркие черты, демонстрирующие его взгляды на декоративно-прикладное искусство. При этом он всегда остается верен себе, своему «я» архитектора.
В 1950-е годы закладываются основы его творческого мировоззрения. Доказывая родство декоративно-прикладного искусства и архитектуры, особое значение в эти годы В.Ф. Марков придает произведениям-эталонам для массового производства. На основе ансамблевого принципа он создает комплекты посуды и сервизы как архитектурно-художественные, «градостроительные» композиции, в которых каждый элемент воспринимается как гармоничное целое.
В то же время автор обращается не только к классическому наследию, но и к широкой палитре мирового искусства (композиция «Африка», напоминающая о мастерах Древнего Востока, египетском искусстве с его сакральной символикой и монументальностью).
Открытия В.Ф. Маркова в конце 1950-х и 1960-е годы связаны с процессами демократизации страны, повлиявшими и на советское декоративное искусство. На смену идеологическому украшательству, ложному пафосу пришли «суровый стиль», геометризм, сдержанная цветовая палитра, графичность, четкость и ясность конструктивных идей. Основным языком художника становятся линия, силуэт, лаконичная цветовая гамма.
В 1960-е годы художник открывает новую страницу в керамике. При художественно-образном размышлении сосуд трансформируется, становится средством для передачи метафизических и философских идей, берет на себя функции и задачи станкового искусства. При этом повышается роль сюжетно-тематического наполнения (композиции «Семья», «Космос»).
Логическим развитием творчества В.Ф. Маркова становятся произведения 1970-х годов, когда в художественной культуре происходит обращение к национальному наследию, повышается интерес к личности. Изобразительные средства становятся одухотвореннее, усложняются приемы композиционного решения. Это был наиболее плодотворный период в творчестве художника. Именно в это время создаются произведения, вошедшие в золотой фонд декоративно-прикладного искусства, – сосуды «Черный и белый», ваза «Раковина» и композиция «Троица».
Несмотря на то, что уже с начала 1950-х годов его работы получают признание на отечественных и зарубежных выставках, при жизни художника не было ни одной персональной выставки. И только после смерти В.Ф. Маркова усилиями его учеников были организованы три персональные выставки.
Сегодня произведения В.Ф.Маркова находятся в музеях Санкт-Петербурга и Москвы. На выставке, в основном, представлены работы из коллекции семьи художника, а также из музея ДПИ СПбГХПА им. А.Л. Штиглица.
Софьина К.Ф. Искусствовед, член СХ и АИС.