История ДПИ

Власова Елена Афанасьевна

Преподаватель кафедры художественной керамики и стекла Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица.
Работает на кафедре с 2007 года, в академии работает с 1998 года (Кафедра культурологии и искусствоведения).
В 1979 окончила институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, Красный диплом, специальность искусствовед. В 1984 окончила дневную аспирантуру по кафедре русского искусства института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Ленинград.
Член Санкт-Петербургской организации Союза Художников России.

Ведет предметы: «История ДПИ», «История дизайна стекла», «История дизайна керамики» у бакалавров отделения стекла и отделения керамики.

1972–1980. Старший научный сотрудник. Вологодская областная картинная галерея.
1985–1992. Пресс отдел. Ленинградская организация Союза художников РСФСР.
1992–1998. Заведующая выставочным отделом. Объединение музеев Ленинградской области.
1998–2000. Заведующая рекламно-издательским сектором. Центральный выставочный зал «Манеж».
С 2005. Ведущий научный сотрудник, методист. Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства. ЦПКиО им. С.М.Кирова.

С 1972. Выставочная и кураторская деятельность. Организатор и куратор выставок современного искусства как в России, так и за рубежом, среди них выставки:
народного художника СССР В.И.Иванова,
народного художника России А.К.Быстрова,
заслуженных художников России А.В Пантелеева, Г.Н. и Н.В. Бурмагиных, М.Греку, В.И.Касаткина, Б.В.Федорова, Е.Ю.Есиковой, К.Н.Литвина,
художников Н.В.Воликовой, Т.Н.Новиковой.
1996-1997. Куратор выставки «Восток-Запад». Буде. Норвегия.
С 2005. Автор идеи и организатор ежегодных международных выставок «Стекло и керамика в пейзаже». Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства. ЦПКиО им. С.М.Кирова.
В 2010 году при активном участии Елены Афанасьевны Власовой в Санкт-Петербурге был создан Музей художественного стекла на Елагином острове.
В 2018 году по инициативе Елены Афанасьевны на Елагином острове создана стеклодувная мастерская при Музее художественного стекла.
Награды:
2019. Благодарность Российской Академии Художеств за вклад в развитие и пропаганду изобразительного искусства.

Статья для буклета «Музей художественного стекла».

«История стекла насчитывает несколько тысячелетий. Уникальный материал оценили в Финикии, Двуречье, Египте. Из цветного стекла делали амулеты, защищающие от недоброго глаза, нарядные бусы, бисер, бальзамарии для тончайших благовоний. К I веку до нашей эры в Римской империи придумали способ выдувания стекла с помощью специальной трубки. Вероятно, это произошло случайно, но с той поры мы получили тот прием производства стекла и те инструменты, которыми и по сей день пользуются все мастера — выдувальщики. Стекло распространялось по миру, становилось необходимостью и роскошью. Медицинская посуда, прекрасные вазы и просто бытовые предметы заполняли жизнь человека. Сколько легенд сложено о произведениях из этого хрупкого и сверхпрочного материала?! До сих пор не разгаданы тайны создания римских диатрет, портлендской вазы или стаканов русского крепостного мастера начала XIX века Александра Петровича Вершинина. Стекло — самый хрупкий и безвозвратно утрачиваемый материал в мировой коллекции ценностей. Оно спорит и соперничает по изяществу, прозрачности, многоцветию с драгоценными камнями, манит и влечет к себе любителей прекрасного.
Санкт-Петербургу повезло: история стекольного производства на берегах Невы насчитывает несколько столетий. В XVIII веке в окрестностях Петербурга работают Ямбургский, Жабинский, Потемкинский стекольные заводы. Великий русский ученый Михаил Ломоносов проводит четыре тысячи опытов, исследуя химические свойства стекла. На своей фабрике в Усть-Рудице он выпускает бисер, стеклярус и варит огромное количество смальты с одной из лучших цветовых палитр в Европе для создания мозаик. «Полтавская баталия», портрет Петра I – замечательные образцы, выполненные Ломоносовым. С 1792 года в Петербурге появляется Императорский стеклянный завод. Его мастерам с первых же лет был подвластен широкий ассортимент: от создания тончайших изделий из цветного стекла до монументальных хрустальных ваз, люстр, канделябров, украшающих царские дворцы. В XIX -начале XX веков они не уступают европейским коллегам. К сожалению, революция и гражданская война стали причиной закрытия Императорского завода. И, казалось, не быть больше Петербургу законодателем стекольной моды.
Но в 1940 году, благодаря скульптору, Народному художнику СССР Веры Мухиной, академику Николаю Качалову и писателю Алексею Толстому в Ленинграде был создан завод художественного стекла (ЛЗХС). Он являлся эталонным предприятием СССР по выпуску образцов для серийного производства, а в 1960-80-е годы стал и центром по созданию авторских произведений искусства. Многие художники, трудившиеся в это время, снискали признание и на родине, и за рубежом. При активном участии искусствоведа Музы Михайловны Дубовой на заводе формируется музей. Многочисленная коллекция изделий ЛЗХС советского периода – семь тысяч экспонатов. Все они после закрытия завода были переданы на хранение в Елагиноостровский дворец-музей.
ЦПКиО им.С.М.Кирова стал объединяющим центром для художников: в марте традиционно на Елагином острове проводится День стекольщика, а в июне выставка «Стекло на траве». И, наконец, 12 марта 2010 года в Оранжерейном корпусе Елагиноостровского дворца открылся Музей художественного стекла.
Его современная экспозиция органично вписалась во внутреннее пространство здания, построенного еще в начале XIX века Карлом Росси. Она состоит, в основном, из произведений художников ЛЗХС, а так же работ отечественных и зарубежных мастеров, приобретенных за последние годы.
В экспозицию мы попадаем через портал, представляющий собой печи, где в заводских условиях при температуре от 1200 до 2000 градусов варится стекло.
Центральный зал имеет несколько экспозиционных разделов. Первый из них дает представление о горячей выработке стекла. В правом углу на верстаке расположена горшковая печь. Рядом можно увидеть кресло мастера, инструменты — ковши-катальники, ножницы для отрезаниия стекольной массы, щипцы, а также деревянные и металлические формы для выдувания стекольных изделий. На вешалке висят основные рабочие инструменты –трубки для выдувания. На них и происходит набор горячего стекла в печи. Далее следует процесс свободного выдувания (гута) либо выдувания в форму. В витринах показаны образцы гутного производства. Особенно замечателен по цветовой выразительности сервиз Владимира Жохова «Мария Стюарт». Во втором разделе можно узнать о способах холодной обработки стекла. Изделие может декорироваться посредством шлифовки, полировки, гравировки, резьбы, гранения, травления. Роспись золотом или эмалевыми красками так же является традиционным способом оформления стекольных блюд, чаш, бокалов, кубков и т.д. В XX- XXI веках особенно популярным стал прием нанесения рисунка на поверхность стекла с помощью пескоструйного аппарата. Результат подобной технологической обработки мы видим на примере декоративных вставок в ширме – перегородке, выполненных художником Еленой Панкратовой.
Еще в древнем Риме, а позднее в Византии полы и стены домов, храмов оформляли мозаиками. «Вечные картины», как часто называют данные произведения, живут тысячелетиями. Мы знакомим зрителей сданным способом работы с глушенным (не прозрачным) цветным стеклом – смальтой на примере монументальных произведений, украшающих Санкт-Петербургский метрополитен. Автором многих из них является академик Российской Академии художеств, Народный художник России Александр Быстров.
История витражей уходит корнями в глубокое средневековье. Окна готических храмов пропускают сказочный, божественный свет в пространство церквей. В интерьерах дворцов и частных домов так же использовались цветные стекла. На рубеже XIX-XX веков и в XXI витраж вновь переживает пору художественного расцвета и востребованности. Как создаются подобные произведения, показано на работе художника Сергея Хвалова, выполненной для Новомихайловского дворца, а также на авторизированных исторических копиях студентов кафедры художественной керамики и стекла СПб ГХПА им. А.Л. Штиглица.
В центральном зале находятся знаковые для Ленинградского завода художественного стекла экспонаты. Работая в традициях античной культуры, всемирно известный скульптор В. Мухина в 1949 году создает пластически выразительную, притягивающую к себе светящейся массой, достаточно крупную для стекольной скульптурной формы вещь – «Торс девушки». Из произведений 1950-х годов по сложности производства, характерности стилистики обращает внимание ваза Юрия Мунтяна «Ленинградская». Торшер Хелли Пыльд – яркий образец парадных интерьерных светильников советской эпохи. А рядом экспонируются композиции Акнуния Аствацатурьяна «Полет» и «Восход». Мощь техногенного века, романтика первых космических стартов новый, во многом дизайнерский подход, определяют художественный подчерк данного автора. Работа «Гололед» Натальи Гончаровой – чарующий образ холодных потоков талой весенней воды, воплощенный в прозрачном, звонком, играющем хрустале.
Западная галерея музея (черный зал) так же разделена на тематические пространства. В самом начале экспозиции представлены различные художественные приемы декорирования стекла. Довоенные мастера, такие как Алексей Успенский, Николай Тырса создавали образцы утилитарного назначения, поднимая их до уровня художественных произведений. Помимо функциональности они отличаются изысканностью силуэтных форм и конструктивностью. Использование филиграни (цветных нитей) придает особое очарование вазам и блюдам А.Успенского. Данная техника пришла из Венеции, а на Ленинградском заводе художественного стекла в ней работал высококлассный мастер Борис Еремин. Основы ленинградской художественной школы закладывала В. Мухина. Будучи скульптором, она видела форму емко, монументально, мощно. Ее вазы, представленные в музее, отличаются всеми перечисленными свойствами. А в композиции «Ветер» чувствуется дух времени – свободы, романтики, обновления послевоенной жизни. Продолжением скульптурных экспериментов в стекле стала анималистическая пластика Аэлиты Сыловой. Ваза «Цветок» Лидии Смирновой – образец сложной составной формы, с деликатным введением марганцевого цвета, с ювелирной ажурной гравировкой. Для1950-х годов характерно использование растительных мотивов, тонкость рисунка, плотность декоративного заполнения поверхности, что отчетливо проявилось в комплекте для крюшона Елизаветы Махаловой и в других ее работах. Во втором разделе экспозиции можно увидеть все многоцветие стекла. В 1940-50-х годах выпускается большое количество нарядной сортовой посуды. Блюда, вазы, графины, сервизы должны были украшать дом и радовать человека. В моде многослойное стекло. Снимая абразивными инструментами один слой за другим, мастер открывал красоту переходов от молочного к насыщенному кобальтовому, к вспышкам лимонного и иных цветов. Примерами подобного рода работ служат многочисленные туалетные наборы, флаконы, пудреницы и небольшие вазочки Бориса Смирнова, Эдуарда Криммера, Юрия Мунтяна. Любимым цветом в советском стекле становится золотой рубин, придающий пафосность и парадность изделиям. Произведения Алексея Успенского, Бориса Смирнова, Екатерины Алексеевой-Батановой, Екатерины Яновской, Александры Лавровой раскрывают возможности цветного стекла в создании художественного образа: предметы выглядят то строгими, то задорными, то значительными. Поражают красотой акварельных растяжек комплекты, созданные А.Лавровой и Е. Яновской.
С 1970-х годов основной материал, с которым работает Ленинградский завод – хрусталь. Создаются малотиражные сервизы, наборы. По-прежнему идет выпуск сортового стекла. В третьем разделе представлены лучшие образцы ассортиментного ряда. Сервиз «Восточный мотив» Юрия Бякова и формой и декором соответствует своему названию. Продуман силуэт графинов, рюмок, бокалов, ваз. Искусно награвирована виноградная лоза, а алмазная грань подчеркивает блеск хрусталя. Сервиз «Нектар» Л. Смирновой нежен и деликатен своим декоративным решением, а еще в одном сервизе того же автора «Свадебный» эффектно использован прием оптических линз. Набор «Менуэт» Ольги Киричек изящен и напоминает века минувшие — банты и кринолины дам. Особые художественные поиски были связаны с подарочными кубками, бокалами. Адольф Остроумов вводит новый вид обработки — широкую грань, его произведения строги, конструктивно ясны. Кубки Х. Пыльд «Камешки» и «Карусель» игривы и легки, кубок А. Аствацатурьяна «Черноморский Нептун» драгоценен виртуозной гравировкой, ритмичны в своем хороводе бокалы Аллы Маевой, воздушны рюмки из сервиза «Розы» Лейды Юрген.
Четвертый раздел – авторские произведения художников ЛЗХС. Особое место среди них занимает композиция Бориса Смирнова «Стеклодув». Образ мастера точно и емко выражен в форме сосудов. Органика содержательного и пластического решения поразительна. Неслучайно данное произведение стало символом нового мышления в советском прикладном искусстве. Работа «Тройка» Юрия Бякова в свое время вызвала немало споров, но подобные поиски открывали путь к свободному творчеству. Композиция Н.Гончаровой «За далью даль» представляет собой сияющий гранями кристалл,«Арабеск» полон таинства манящего изнутри пурпуром цвета. Работы Л. Юрген остроумны по замыслу, камерны и лиричны: в произведении «Дары осени» так и чувствуется запах антоновских яблок, собранных в корзинки, а «Старт» –стекольная космическая феерия. Творчество Натальи Тихомировой связано с экспериментами и поисками новых пластических форм. В композициях «Мираж» и «Морское дно» автор свободно работает с объемами, цветом, гравирует хрусталь с помощью пескоструя, добиваясь тончайших переходов от прозрачного к насыщенному матовому тону. Композиция «Капелла» была отмечена профессиональными критиками за остроумность и оригинальность художественного решения. «Галатея»
А. Остроумова – следующий этап поисков создания скульптурной формы в художественном стекле. Ваза А. Аствацатурьяна «Нептун» уникальна как технологией исполнения, так и завораживающим, меняющимся кобальтово-зеленым цветом. Композиции Ю. Бякова часто сложносоставные, с интересной фактурой стекол, с ручной авторской гравировкой. Например, «Музыка»– возвышенный образ, точно воплощенный художником в материале. Отголоски античных времен, археологических раскопок дали повод для создания О. Киричек работы «Херсонес». Набор того же автора «Супрематический» – творческое осмысление наследия Казимира Малевича в контексте художественного стекла.
Восточная галерея Оранжерейного корпуса предназначена для временных экспозиций. Первой была открыта выставка произведений современных художников России, пополнивших собрание ЕОДМ за последние годы. Творчество Виктора Шевченко давно признано в профессиональном мире искусств. Многогранный талант автора воплотился в разнообразии созданных им произведений. Декоративной выразительностью, необычностью стекольной формы, яркостью цвета запомнится зрителям его работа «В парке». Композиция «Слово о полку Игореве» того же мастера емкий, знаковый памятником русским воинам. Нарядный набор Ольги Кобылинской «Павлин» привлекает изысканностью цвета и эффектным лепным декором. Работа «Русское поле» В. Жохова снискала признание итальянских мастеров, была награждена дипломом Международной выставки за оригинальность исполнения. Произведения Бориса Федорова полны страсти, напора, свежести. Его скульптура «НОРД-OST» выразительна, образно остра, рождена на одном дыхании, а «Ветры ледяные» — динамичная свободная стекольная импровизация. «Торс», исполненный Фидаилем Ибрагимовым, зачаровывает своей поэтикой и пластикой.
Возможности свободного выдувания раскрываются в композиции «Ледниковый период» Адольфа Курилова. Талантливо работает в оптическом стекле Александр Фокин. Созданные им произведения – «Ворона», «Деревенские весельчаки», «Пейзаж с упавшим деревом» – подобны маленьким новеллам: в них есть история, есть что-то недосказанное. Художники Елена Лаврищева и Владимир Маковецкий представлены в экспозиции декоративной формой «Охота на единорога», привлекающей красотой сложного в структурах, великолепно шлифованного и полированного стекла. Композиции Натальи Малевской «Дракон» и Юрия Манэлиса «Бунт» – драматичное воплощение перестроечных процессов: закрытие стекольных заводов, потеря работы, уход из любимой профессии — все это выразилось в созданных ими образах. Аллегория «Стог» Натальи Воликовой и Татьяны Новиковой наводит на размышление о вечной теме человеческих пороков и страстей. На смену заводскому производству пришло студийное. Одна из самых популярных ныне техник– спекание. К данному направлению относятся работы Александра Иванова, Галины Ивановой, Ирины Суворовой.
Мы надеемся, что экспозиция Музея художественного стекла будет интересна не только любителям стекла, но и художникам, творящим в огне стекольных печей хрупкую и кристально чистую красоту».

Автор статьи: Ведущий научный сотрудник ЕОДМ Елена Афанасьевна Власова. Ноябрь 2010 года