Митрофанов Константин Михайлович

Профессор, Кандидат искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РСФСР.

(1921-2003)

mitrofanov km1

В 1955 году на кафедру был приглашен Константин Михайлович Митрофанов (р.1921) художник-архитектор по образованию, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор. Читал теоретические курсы «Основы архитектурной композиции», «Общие основы композиции», вел занятия по промышленному и архитектурному художественному стеклоделию, по проектированию, руководил дипломами. В 1967 году вышла его книга «Современная монументально-декоративная керамика».

Константин Михайлович заведовал кафедрой с 1982 по 1991 гг.

mitrofanov km

Элла Августовна Тараненко вспоминала Константина Михайловича, как заслуженного, организованного, творчески одаренного человека: «Он много сделал для города как архитектор. Например, оформление входа в метро Московские ворота — его работа. Также создал ряд памятников».

Митрофанов Константин Михайлович родился в 1921 году в семье рабочего-зеркальщика в Петрограде.

1928 -1938 – Ленинградская средняя школа №38

1938 — Ленинградский институт инженеров промышленного строительства

1939 – переведен на Архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института

Сентябрь 1941 — октябрь 1945 – добровольцем в рядах Советской Армии. На Юго-Западном, Донском, Воронежском, Особом-Степном, Калининском, I прибалтийском, II прибалтийском, ленинградском фронтах Великой Отечественной войны. Награжден орденами «Славы» II и III степени и медалями «За боевые заслуг» и «За победу над Германией»

1941-1942 – обучение во 2-ой  Чкаловской военно-авиационной школе

Май 1942 – в составе курсантов школы, минометчик 117 укрепрайона в среднем течении Дона.

1942-1945 – минометчик,  командир орудия 977 стрелкового полка 270 стрелковой дивизии.

Октябрь 1945 – принят на 2 курс Архитектурного факультета всероссийской академии художеств.

1950 – окончил академию художеств, получив специальность художник-архитектор.

1950 -1951– Ленакадемипроект Академии наук СССР, архитектор

1951-1960 – Гидропроект им. Жука Ленинградский филиал, архитектор. Как автор участвовал в проектировании и строительстве таких крупных сооружений  как Волго-Балтийский водный путь, Мамаканская, Воткинская, Красноярская ГЭС, шлюзы Волгоградской ГЭС.

1951-1959 -по совместительству ассистент кафедры архитектуры в ЛИСИ, преподаватель архитектуры в Ленинградском архитектурном техникуме.

С 1955 года в ЛВХПУ

1955-1960  — в ЛВХПУ на кафедре архитектурно-художественной керамики стекла и пластмасс, преподаватель совместитель

1960 — в штате ЛВХПУ на кафедре художественной керамики  и стекла, старший преподаватель.

1967 – вышла книга «Современная монументально-декоративная керамика» Изд-во искусство.

1967 – защита диссертации, присвоено звание кандидата искусствоведения

1969 – присвоено звание доцента

1969-1976 – декан факультета декоративно-прикладного искусства

1976-1982 – зав. кафедрой монументально-декоративной росписи, председатель секции монументального искусства ЛОСА

1981 – присвоено звание заслуженный деятель искусств РСФСР

С 1974 – работал председателем ГЭК Белорусского Государственного театрального- художественного института

1977 – член художественного совета Гусевского хрустального завода

1982-1988, 1989-1992- зав. кафедрой керамики и стекла

1981 – работа над  книгой «Основы композиции».  Книга подготовлена к печати.

С 1982 года — руководство аспирантами

1984 – присвоено звание профессора

В 2003 году закончил педагогическую деятельность.

Воспоминания о Великой Отечественной войне К.М.Митрофанова:

«Война застала нас, студентов архитектурного факультета, на Урале, во время летней производственной практики после III курса. Прямо с места практики добровольцами ушли в армию. Учились в авиационной школе, но военная судьба сложилась так, что все годы войны я был минометчиком в стрелковом полку. А это очень неспокойное место. Батарея постоянно меняла позиции. Постепенно нужно было окапывать орудия, боеприпасы, рыть укрытия и блиндажи и, конечно, вести огонь по врагу. Здесь пригодилось мое умение рисовать. Зарисовывал передний край немецкой обороны на участке обстрела, наносил на рисунок огневые точки противника.

Полк часто перебрасывали в разные армии и фронты. Были на Дону и под Сталинградом, наступали на Полтаву и держали оборону на Курской дуге, освобождали Белгород, участвовали в освобождении Белоруссии и Прибалтики. 9 мая 1945 года встретились в боях с Курляндской группировкой врага на Ленинградском фронте.

При таком «подвижном» образе жизни не было ни времени, ни возможностей заниматься искусством. И все же в землянках рисовал портреты друзей-фронтовиков, дарил им на память вместо фотографий эти карандашные зарисовки в блокноте. Фотографов и фотоаппаратов в ту пору на передовой не было, а запечатлеть друзей, пока они живы-здоровы, нужно было. Однажды (в ноябре 1942 года) командир полка вызвал меня с другом-однокурсником Бочаровым Александром Дмитриевичем и приказал найти помещение и оформить его к проведению торжественного митинга, посвященного годовщине Октября. Была команда: «Исполняйте!», и мы отправились исполнять, не спросив даже, как и чем оформлять помещение. Нашли сарай с глинобитными стенами, попросили местных хозяек побелить стены мелом (как это принято в Воронежской области). Не было ни красок, ни кистей. Стригли волосы у коров, собак, лошадей; учились вязать кисти (признаться, плохие были наши кисти). Собирали сажу по всем уцелевшим печкам, растирали ее, превращая в черную краску, толкли красные кирпичи, делая красную. И в течение двух дней расписали красной и черной «краской» все стены сарая монументальными изображениями победоносной борьбы советских людей с фашистскими захватчиками. Писали широко, азартно, не отходя от стен ни днем, ни вечером (с коптилками). Опомнились и огляделись лишь 7 ноября, когда собрался митинг. Нас хвалили, мы и сами с удивлением увидели, что получилось убедительно и впечатляюще.

На следующий день полк перебросили на другой участок фронта. Что сталось с этим сараем-клубом, неизвестно. Еще один раз занимался сооружением монументального произведения на фронте, когда в 1944 году для первомайского парада в белорусском лесу делал из жердей и плоскостей ярко раскрашенной фанеры «Триумфальную арку». Мечтали поставить настоящие памятники погибшим друзьям-фронтовикам. В какой-то мере эта мечта реализуется. Немало памятников героям-фронтовикам удалось осуществить, но всегда буду чувствовать себя в долгу перед своими друзьями, погибшими в боях.»1

1 Декоративное искусство СССР. 1985,.№5 с22-23 статья «К.Митрофанов».