Заслуженный художник РСФСР, кандидат архитектуры, профессор.
(1921-2002)
Нам доверено учить будущих художников. Ответственность чрезвычайная. Что я считаю главным в обучении? Научить студента самостоятельно решать художественные задачи. Самостоятельно, следовательно, без опеки. Иногда это производит впечатление невнимательности, даже черствости. Моя требовательность (правильная), вероятно, иногда обескураживает студентов. Иногда им не совсем понятны мои мудреные разговоры о вещах, не имеющих прямого отношения к предмету. … Я по ходу работы пытаюсь помочь довести до хорошего результата самостоятельный замысел студента. К сожалению, я не умею создать настоящую дисциплину. Но «старую собачку новым штучкам не выучишь». В. Васильковский
«16 июня 1921 года. Родился в Петрограде. Мать – Клавдия Ивановна (урожд. Савинова, 1893–1966), педагог, преподаватель русского языка и литературы. (Ученица Ю. Н. Тынянова). Отец – Сергей Владимирович Васильковский (1892–1960), в то время гражданский инженер. Известный архитектор, профессор Академии художеств и ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, член-корреспондент Академии строительства и архитектуры СССР. Семья жила на 8-й линии Васильевского остро¬ва, д. 33.
1925–1926. Жизнь в Кингисеппе, где Сергей Владимирович строит железобетонный мост через р. Лугу.
1928. Поступление в школу. Арест отца (абсурдное обвинение в связях с эстонскими белогвардейцами, переход границы и пр.). Содержание в ДПЗ, следствие, суд и ссылка отца на пять лет в Республику Коми, где он работает начальником дорожного участка.
1930. Отъезд с матерью к отцу в Усть-Вым. Жизнь на «вольной квартире» вблизи лагеря.
1930. Досрочное освобождение отца и возвращение семьи в Ленинград.
1931.Индивидуальные занятия рисованием с руководителем школьного кружка ИЗО художником А. К. Жабa.
1933. Первая премия на Ленинградском конкурсе юных дарований.
1933–1939. Учеба в Средней художественной школе при Академии художеств. Учился у С.Л.Абугова, А. Е. Карева, И. Я. Билибина, Д. Е. Загоскина, С. В. Приселкова, М. Д. Натаревича. Совет И. Я. Билибина специализироваться в области графического искусства: «Ты у нас последний мирискусёныш». Начало работы с отцом в качестве «архитекторского помощника».
1935. Одна из первых премий на Международной выставке детского творчества в Париже (рисунок «Восстание декабристов»). Посещения мастерской художника И. И. Бродского, по его приглашению.
1939. Поступление на архитектурный факультет Всероссийской Академии художеств (ВАХ). Учится у Г. И. Котова, А. С. Никольского, Е. А. Левинсона, М. К. Бенуа, С. С. Бронштейна. Посещения мастерской Л. В. Руднева.
1941. Начало Великой Отечественной войны. Работы по защитной маскировке Витебского вокзала и ипподрома в Ленинграде. Мобилизован в Управление аэродромного строительства НКВД СССР. Строительство аэродромов в Ленинградской области.
Зима 1941–1942. Занятия на архитектурном факультете Академии художеств в блокадном Ленинграде.
Март 1942. Эвакуация семьи из блокадного Ленинграда по льду Ладожского озера («Дорога жизни») на Большую Землю. Прибытие в Вологду.
1942. Переезд в Череповец. Работает совместно с от¬цом на строительстве аэродрома в Матурине.
Лето 1943–1944. Переезд семьи в Гурьев (Западный Казахстан). Совместная работа с отцом (сначала техник-десятник, потом архитектор). Проектирование и строительство жилого городка нефтяников. (Строители – заключенные). Проект в 1946 году удостоен Государственной премии.
1945. Возвращение в Ленинград. Возобновление занятий на архитектурном факультете Академии художеств у профессора Е. А. Левинсона.
1946. Женится на Н. М. Захарьиной. Наталья Михайловна Захарьина (1927–1995) – архитектор, соавтор ранних конкурсных проектов, автор жилых кварталов в Ленинграде, Пушкине, Сестрорецке и Зеленогорске.
1947. Принят в члены Союза архитекторов СССР. Проектирование совместно с отцом станций метро (ст. Владимирская и др.).
1949. Создание проектов стадиона им. С. М. Кирова по эскизам и под руководством А. С. Никольского (гонорар от Никольского – папка с репродукциями картин старых мастеров). Окончание Института им. И. Е. Репина (мастерская профессора Е. А. Левинсона) со званием архитектора-художника. Дипломный проект на тему «Музей обороны Ленинграда». (В 1998 г. автором сделан вариант-ремейк этого проекта).
1949–1960. Работа в институте Ленпроект в мастерской архитекторов Б. Н. Журавлева и С. Б. Сперанского. Начало совместной работы и дружба с архитектором П. А. Арешевым.
1950. Рождение дочери Екатерины.
1954. Ушаковский и Каменноостровский мосты над Большой и Малой Невкой. В соавторстве с П. А. Арешевым. Проекты уличных фонарей (установлены в частности, на Большом проспекте Васильевского острова и на Московском проспекте). Позже в течение всей жизни создал множество проектов фонарей.
Проекты фонарей разных лет.
1955. Начало внештатной работы в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. Преподает композицию на кафедрах тканей и керамики. Первые творческие работы в керамике. Египетский мост через Фонтанку в соавторстве с П. А. Арешевым. Сфинксы – скульптор П. П. Соколов, 1826.
1956. Итальянский мост через канал Грибоедова. (Новаторский дизайн: мост скрывает теплотрассу, идущую над каналом). Поездка в Польшу.
1957. Поездка в Венгрию.
1957–1959. Новый Старо-Никольский мост через Крюков канал. В соавторстве с П. А. Арешевым.
1958. Мост-плотина в Павловске (реконструкция). Памятник на могиле литературоведа В. Е. Евгеньева-Максимова (Некрополь «Литераторские мостки»). «Твердыня Бреста». Проект памятника обороны Брестской крепости. Совместно с архитектором И. И. Фоминым. Скульптор Л. Л. Михайленок. (Не осуществлен).
1959. «Памятник Победы». Конкурсный проект памятника на площади Победы (2-я премия. Не осуществлен). Жилой дом. Московский пр., 150. В соавторстве с Б. Н. Журавлевым.
1960. Мемориальные доски: Н. И. Подвойскому (Галерная ул., 5), писателю В. М. Саянову (Чебоксарский пер., 2).
С 1960 года – участие в многочисленных городских, республиканских, всесоюзных, международных и всемирных выставках (до 2000 г. – более 100 выставок).
1960–1963. Телевизионная башня и здание телецентра в Ленинграде. В соавторстве с архитекторами С. Б. Сперанским, А. Д. Кацем и инженером Н. И. Дюбовым. (Не любил признавать авторство телебашни, т. к. считал, что пропорции искажены конструкторами).
1960–1964. Аспирантура Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Работа над диссертацией «Малые формы архитектуры на городской магистрали» на соискание ученой степени кандидата архитектуры (руководитель – профессор И. И. Фомин).
1960–1974–1981. Проект памятника М. В. Ломоносову на Университетской набережной, у здания 12 Коллегий. В соавторстве с архитектором И. И. Фоминым. Скульпторы: М. Р. Габе, Л. М. Торич, П. А. Якимович, В. Л. Рыбалко. (Не осуществлен).
1961. Принят в члены Союза художников СССР. Женится на Т. Н. Милорадович. Татьяна Николаевна Милорадович (р. 1924) – архитектор, соавтор многих проектов В. С. Васильковского. Уход из института «Ленпроект».
1961–2000. Начало постоянной работы на кафедре керамики и стекла ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, по предложению зав. кафедрой В. Ф. Маркова. В. Ф. Марков предоставляет широкие возможности для творческой работы в мастерских кафедры. Здесь созданы почти все керамические произведения начала 1960-х – конца 1980-х гг.
1962. Композиция «Табун». Керамика. Золотая медаль на Международной выставке керамики в Праге. Произведение стало «ключом» к последующей эволюции языка современной керамики России.
1964–1965. Ассистент кафедры архитектурного проектирования Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.
1965. Первые листы многолетней графической серии «В наше время (В наши дни)» (1965–2000).
1966. Защита диссертации «Малые формы архитектуры на городской магистрали» и присвоение звания кандидата архитектуры. Надгробие на могиле родителей: С. В. и К. И. Васильковских (Серафимовское кладбище).
1967. Композиция «Турнир». Керамика. «Емельян Пугачев». Мемориальная доска. В соавторстве со скульптором Р. В. Мелик-Акопяном). Уральск.
1968. Памятник героям-комсомольцам. Скульпторы В. С. Иванов и А. А. Королюк. Кованые венки – В. П. Смирнов. Гатчина. Эскиз памятника на месте Ледового побоища.
1968–1972. «Петербургские архитекторы». Графический цикл.
1969. Участие в Международном конкурсе керамики. Фаэнца. Италия. Проект керамического панно «Часы» для Угличского часового завода (исполнение в материале – М. Копылков).
1970. «Суд Париса». Композиция. Керамика. Памятник революционным событиям на реке Талке. Скульптор Л. Л. Михайленок. Иваново.
1970–1977. Памятник Н. А. Некрасову. Скульптор Л. Ю. Эйдлин.
1971. Фонтан «Водоноска». Совместно с архитектором Т. Н. Милорадович. Скульптор В. Г. Стамов. Уфа. «Воспоминания в Царском Селе». Графический цикл. «Воспоминания в Царском Селе». Фарфоровый чайный сервиз. Авторское исполнение на ЛФЗ, по предложению главного художника завода В. М. Городецкого. Памятник Неизвестному солдату. В соавторстве с В. П. Смирновым. Псков. Мемориальная доска в память основания Детской (Елизаветинской) больницы (Больница им. Луи Пастера). «Цирк». Керамика. Поездка в Японию.
1972. Поездка во Францию.
1972–1997. Графический цикл «Читая Пушкина».
1973. Мемориальная доска художнику И. Н. Крамскому (В. О., Биржевая линия, 18).
1973–1974. Памятник Победы в Ленинграде. Архитектурная фантазия (проект на конкурс не подавался, т. к. «заранее было известно, кто победит»).
1974. Проект памятника архитектору Л. Н. Бенуа. (Два варианта – 1-я и 2-я премии). Не осуществлен.
1975. Персональная выставка. ЛОСХ РСФСР. «Генералиссимус Суворов», «Фельдмаршал Кутузов», «Петр I». «Ремонт ангела». Керамика «Петербургские архитекторы». Керамическая серия портретов. Надгробия: профессору А. И. Ракову. (Металл, ковка – В. П. Смирнов.) Комаровский некрополь; композитору А. А. Чернову. Стела «Разорванное пространство». Скульптор Г. Д. Ястребенецкий (Северное кладбище); Герою Советского Союза летчику А. Т. Севастьянову. В соавторстве с Т. Н. Милорадович (Чесменское кладбище). Памятник на братской могиле в Ермилово. Скульпторы А. А. Королюк и В. С. Иванов.
1975–1984. «Мои товарищи». Многолетняя графическая серия.
1976. Надгробные памятники: художнику И. И. Бродскому (бюст работы Б. Ф. Кратко, 1934. Литераторские мостки); скульптору Н. С. Могилевскому (Преображенское кладбище); академику Л. Р. Нейману. Скульптор Е. А. Ва¬сильев (Богословское кладбище).
1977. Мемориальная доска К. А. Федину. Скульптор Г. В. Додонова. (Литейный пр., 33) Персональная выставка. Союз художников СССР. Москва, Гоголевский бульвар, 10. При транспортировке разбито 90 процентов керамических работ (реставрированы до выстав-ки).
1977–1986. Участие в ежегодных выставках группы ленинградских керамистов «Одна композиция». ЛОСХ. Ул. Герцена, д. 38.
1978. Пьедестал и интерьер памятника А. В. Суворову в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. Скульптор В. И. Демут-Малиновский (1814). Мемориальные доски: художнику А. И. Куинджи. (В. О., Биржевая линия, 18); В. И. Алексееву. Скульптор А. А. Королюк. (Проезд Раевского, 16).
1979. Мемориальная доска скульптору А. М. Опекушину (Каменноостровский пр., 52).
1980–1992. «Караван-сарай». Графическая серия.
1980–1994. «Читая Омара Хайяма». Графическая и керамическая серии.
1981. 60-летие художника. («Портрет В.С.Васильковского». Скульптурный шарж – подарок учеников юбиляра М. А. Копылкова и В. А. Цивина).
1981–1986. «Капитанская дочка». Графическая и керамическая серии.
1982. Памятник скороходовцам, павшим в годы Великой Отечественной войны. В соавторстве с Т. Н. Милорадович. Скульптор С. К. Даруев.
1983. Звание «Заслуженный художник РСФСР». Надгробный памятник Евгению Николаеву. (В композицию включена скульптура работы Е. А. Николаева). Комаровский некрополь.
1984. Памятник студентам и преподавателям Ленинградского университета, павшим в годы Великой Отечественной войны. Университетская наб., 7. Скульптор В. П. Астапов. «Буквы». Шрифтовая композиция для собственной монографии и трактат-учебное задание. ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. Персональная выставка. Керамика, графика. Летний сад, Чайный домик.
1985. Выжимающие белье. Проект фонтана. Не осуществлен.
1985–1991. «Пригороды Петербурга». Графическая и керамическиая серии.
1986. «Кузница Вулкана». Композиция. Керамика, металл. Выставка произведений В. С. Васильковского и Т. Н. Милорадович. Памятники, мемориальные доски. ЛОСА РСФСР.
1987. Мемориальная доска писателю А. И. Куприну. Скульптор П. О. Шевченко. Гатчина. Персональная выставка. Рисунок, акварель. ЛОСХ РСФСР.
1988. Надгробные памятники: художнику Е. Е. Моисеенко. В композицию включена скульптура работы В. Л. Рыбалко. (Литераторские мостки); 1988–1989 Проект памятника «Первомартовцам» на Кладбище 9-го января. Скульптор В. С. Новиков. Не осуществлен.
1989. Персональная выставка. Всероссийский музей А. С. Пушкина.
1990. Персональная выставка. Петрозаводск. Союз художников Карелии. Невозможность продолжать работу в мастерских ЛВХПУ. М. А. Копылков организует рабочее место в Экспериментальной мастерской Комбината декоративно-прикладного искусства ЛОХФ. Здесь созданы почти все керамические произведения после 1990 г.
1990–1994. «Декамерон». Графический и керамический циклы «Декамерон». Проект фарфоровой серии. Осуществлено в фарфоре 4 эскиза по одному экземпляру. Исполнил С. Н. Соколов – в то время главный художник ЛФЗ.
1991–2002. Архитектор-консультант мастерской профессора А. А. Мыльникова кафедры монументальной живописи Института им. И. Е. Репина.
1991. Мемориальные доски: Дени Дидро (Исаакиевская площадь, 1); писателю Майю Лассила (Лесной пр., 9); В память 200-летия основания Императорской Публичной библиотеки (Невский пр., 37). Выставка шести керамистов, организованная галереей Пьерфранческо Феррони Il Giardino dell Arte в Болонье, Фаэнце, Лавено Момбелло. Поездка в Италию.
1991–1998. «Авантюристы». Графический цикл.
1992. «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина. Графическая серия. Выход в свет монографии «Владимир Васильковский» А. К. Лансере (СПб.: «Художник РСФСР»).
1994. Проект монументальной композиции «Государственный герб» на здании Законодательного собрания (Мариинский дворец). Осуществление: И. Уралов, В. Спиридонов, В. Смирнов, А. Тимофеев. Персональная выставка. Всероссийский музей А. С. Пушкина. «В классе живописи». Керамическая композиция. В соавторстве с М. А. Копылковым.
1994–1997. Графические серии: Н. В. Гоголь. «Шинель», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего»
1995. Графическая серия и персональная выставка в Санкт-Петербургском фонде культуры «Легкомысленный Летний сад».
1996. «Пушкин и Пегас». Последняя керамическая работа. Мемориальные доски А. Н. Лодыгину и «Первому в мире электрическому фонарю» (Суворовский пр., 60). Проект памятного Креста на воинском кладбище в Пулково. Не осуществлен.
1997. Персональная выставка. Музей. СПб ГХПА. Соляной пер., 13.
1998. Участие в проекте мозаичного фриза в интерьере нового здания Российской национальной библиотеки. В соавторстве с Т. Н. Милорадович, С. Н. Репиным, И. Г. Ураловым, Н. П. Фоминым, В. В. Суховым. Проект монументальной композиции «Слоновая улица» на углу Суворовского и Невского проспектов. Не осуществлен. Памятник Н. В. Гоголю. Скульптор М. В. Белов.
1999–2000. Проект архитектурно-художественного оформления Ушаковского виадука. Проект эстакады – архитектор Е. Л. Герасимов.
2000. А. Франс. «Харчевня королевы Гусиные Лапы». Графическая серия. Уход из СПб ГХПА.
2001. Персональная выставка. Музей СПб ГХПА. Соляной пер., 13. Памятник на могилах Д. С. Лихачева и З. А. Лихачевой. Комаровский некрополь.
2002. Мемориальная доска С. Ю. Витте. В соавторстве с архитектором Т. Н. Милорадович. Скульптор Г. Д. Ястребенецкий (Каменноостровский пр., 5). Часовня церкви Рождества Иоанна Крестителя на Каменном острове. Колонна-маяк в парке 300-летия Санкт-Петербурга. Проект осуществлен в 2003 году архитектурным бюро под руководством Е. Васильковской и В. Спиридонова.
2002 год 13 мая. Кончина В. С. Васильковского.
2002. Посмертная выставка. Всероссийский музей А. С. Пушкина.
На протяжении многих лет В. С. Васильковский вел активную общественную работу, занимая выборные должности члена правлений Ленинградских организаций Союза архитекторов и Союза художников, члена бюро секции ДПИ ЛОСХ РСФСР. Постоянно избирался членом многочисленных выставочных комитетов, а также художественных советов ЛОХФ РСФСР: комплексного, скульптурного, интерьерного, декоративно-прикладного искусства; Художественного совета Фарфорового завода им. М. В. Ломоносова. Был членом Городского совета по градостроительству и архитектуре, членом Экспертного совета Городского управления культуры. Своим участием он повышал общекультурный, профессиональный и нравственный уровень собраний. Хроника не содержит полного состава произведений. Их исчерпывающий перечень составил бы целую брошюру, а иллюстрированная антология творческого наследия В. С. Васильковского могла бы образовать несколько томов».
Материалы из книги «Архитектор-художник Владимир Сергеевич Васильковский». М. А. Копылков – автор концепции и руководитель проекта, С. Н. Левандовский – составление, вступительная статья, именной указатель и редактирование, Е. Б. Большаков – макет, оформление Л. Г. Хейфец – фотосъемка. Издательство «АВРОРА-ДИЗАЙН». СПб. 2005 г.