Студенты

Речь, обращенная к первокурсникам

Можно научить составлять стихи, но нельзя научить поэзии. Можно объяснить правила стихосложения, основы стихотворного размера, рифм и т.п., но образный строй стиха, его эмоциональная насыщенность – результат личных переживаний поэта.

В творчестве художника увлеченность, душевная взволнованность лежат в основе создания художественного произведения, способного увлечь и заставить зрителя переживать. Произведения, созданные бесстрастно, в результате усилий одного лишь ума, сухой расчетливости, не могут взволновать зрителя.

С другой стороны, если произведение (особенно это относится к декоративно-прикладному искусству) не содержит в себе определенного разумного начала, не служит определенной цели, а представляет хаотичную, хотя и эмоциональную игру, такое произведение мы не можем считать полноценным.

Поэтому воспитание художника представляется задачей крайне сложной, и затрагивает два основных раздела:

1. Способность человека к эмоциональному восприятию окружающей действительности, способность перевоплощать видимое в мир художественных образов, мир бесконечный в своем разнообразии и богатстве.

2. Овладение средствами художественной выразительности, приобретение профессиональных навыков художественного мастерства, умения выразить ту или иную идею произведения в лаконичной и художественно-выразительной форме.

В первом разделе роль художественной школы крайне ограничена, а субъективная сторона самовоспитания художника имеет первостепенное значение.

В истории искусства не редки случаи, когда способность к образному перевоплощению окружающего мира выражается вообще вне профессиональной художественной школы – например, творчество примитивистов (Руссо, Пиросминишвилли), народные мастера-умельцы в различных отраслях декоративно-прикладного искусства. В этом случае в творчестве художника нас волнует первозданная искренность, чистота и наивность восприятия окружающего мира, хотя многое из того, что мы видим, не лишено ошибок с точки зрения формальной правильности изображаемых форм и т.п.

Если бы мы ограничивались подражанием только лишь самобытному народному творчеству, то вам не следовало бы вообще поступать в какую-либо художественную школу, а творить, полагаясь на свой внутренний мир художника, развивая его и совершенствуя. Это было бы выражением той внутренней потребности, влечения, которое нельзя заключить в какие-либо жесткие рамки.

Вряд ли нужно заставлять птицу петь. Она поет потому, что это ее жизненная потребность.

Поэтому роль художественной школы в первом разделе вашего воспитания заключается в том, чтобы познать ваш внутренний мир художника, ваше восприятие жизни, ваше образное мышление и постараться помочь вам самим развить то, что в вас заложено. Годы вашего пребывания в училище – это отрезок вашей молодой жизни, в котором нельзя ходить рядом с искусством, как ходит по пляжу, прогуливаясь, человек, наблюдающий прибой. Нужно окунуться в искусство, как в море, полностью и плыть уверенно и смело, не опасаясь ни гребней волн, ни прохладной воды. Даже если волна будет захлестывать, нужно напрячь все мускулы и пытаться ее побороть.

Искусство требует мужества, силы воли и настойчивости, и мы будем стараться помогать вам эти качества развивать, потому что они в значительной мере оказывают влияние на весь процесс художественного творчества. Но не только мы, но и вы сами по отношению друг к другу. Огромное влияние на ход воспитания молодого художника оказывает общее состояние коллектива, в котором он находиться, творческая атмосфера группы, взаимный обмен суждениями по творческим вопросам, психологический климат. Различие в характерах, уровне знаний и навыков каждого из вас не должны привести к противоречиям между вами, а наоборот – к взаимному обогащению друг друга, к товарищеской поддержке.

В.Ф.Марков.