Ю.В.Гусарова.
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ ВАСИЛЬКОВСКИЙ — ХУДОЖНИК И ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Выставка к 100-летию Владимира Сергеевича Васильковского (1921-2002), представленная в декабре в Белом зале Музея прикладного искусства СПГХПА им. А. Л. Штиглица – четвертая в ряду городских выставок, раскрывающих грани творческой деятельности выдающегося архитектора, графика, керамиста, преподавателя.
Уже в первые годы существования кафедры керамики ЛВХПУ им. В. И. Мухиной сложилась группа преподавателей-единомышленников, в основном – архитекторов, имеющих единую педагогическую концепцию, но ярких и разных личностей. Одним из педагогов-творцов был В. С. Васильковский, который в 1955 г. начал вести композицию, как внештатный преподаватель, а в 1961 г. был приглашен В. Ф. Марковым на недавно образованную кафедру художественной керамики и стекла на постоянную работу и преподавал на ней по 2000 г.
Владимир Сергеевич увлекся керамикой уже в процессе преподавания. В мастерских кафедры были созданы почти все его керамические произведения 1960-х – 1980-х годов. Небольшая часть из них в этой экспозиции соседствует с графическими листами – другой важнейшей областью творчества В. С. Васильковского.
Идея данной выставки родилась на кафедре художественной керамики и стекла при содействии керамистов, выпускников конца 1960-х: М. А. Копылкова и В. А Цивина, которых связывала с Владимиром Сергеевичем многолетняя дружба, совместная работа и творческие поездки. Представлены их работы, а также произведения участников выставок «Одна композиция», определивших на десятилетия нашу ленинградскую керамическую школу: А. В. Громова, В. Н. Гориславцева, Н. Г. Савиновой, А. Е. Задорина, О. Л. Некрасовой-Каратеевой, В. Н. Цыганкова, Л. В. Шеришевского.
Выставка объединила несколько поколений выпускников и преподавателей кафедры вокруг фигуры Учителя. Работы последних лет представляют сотрудники кафедры, художники по керамике и стеклу – прямые и опосредованные ученики Владимира Сергеевича Васильковского, отдавая дань памяти и благодарности выдающемуся художнику, универсальной личности, масштаб которой в перспективе времени становится все яснее.
«Его [В. С. Васильковского] школа творческого свободомыслия и смелости обращения с глиной, без боязни нарушить сложившиеся традиции и приемы, предопределила наши творческие пути, позволила нам, его ученикам, свободно встроиться в процесс преобразований в керамическом искусстве – настоящую революцию в керамике, которая … до России докатилась в конце 1960-х гг. Основной идеей новой керамики стало «ненасилие» над материалом. И явление, которое позже стали называть Ленинградской керамической школой, и есть соединение этой революции с российской традицией»*.
*М. А. Копылков (из статьи «Открытая школа». Журнал Автобус. 2004 №5)