Выставка «Память глины». 2013 год.

29 марта — 27 апреля
«ПАМЯТЬ ГЛИНЫ»

1(5)

29 марта в галерее «КвадраТ» откроется выставка пяти петербургских художников – керамистов «ПАМЯТЬ ГЛИНЫ» — Сергея Соринского, Сергея Сухарева, Людмилы Назиной, Сергея Русакова, Дмитрия Ильинского. Видео Ларисы Захаровой «Память глины».

Подобная идея выставки может возникнуть лишь благодаря продолжительному опыту работы мастеров с удивительным материалом – ГЛИНОЙ.
В названии выставки слово «глина» используется как объединяющее начало творчества керамистов, проявляющих в своих произведениях ее многомерные свойства, будь то тонкий, ценный фарфор или грубые, зашамоченные массы. Художники обращаются к одному из самых сложных и невероятно важных ее свойств – памяти.

На техническом языке словосочетание «память глины» объясняет ее свойство сохранять в своей структуре все физические изменения, которые происходят с ней в пластичном состоянии. В необожженном виде она подвижна, её можно мять, давить, сгибать, скручивать, протыкать и т.п. Все эти деформации «запоминаются» глиняной массой, проявляясь при сушке или обжиге изделия. Случайная ошибка мастера чревата последствиями, поскольку может обнаружиться, проявив это странное свойство материала. Эту ее особенность, керамист либо использует, либо игнорирует, но всякий раз глина дает о себе знать, чудесным образом проявляя алгоритм его работы.

В природе глина обогащается рудой, расположенной рядом с жирным глиняным пластом. И если это будет железо, то она приобретет сочный красно-коричневый цвет, собирая материал для собственной истории. Художники, наблюдая за ее превращениями, пытаются расшифровать жизнь материала, а затем перенести это на создаваемый ими предмет. Группа керамистов не в первый раз объединяется для разговора о главном действующем герое – глине.

На выставках, не единожды проходивших в галерее «Квадрат», практически всегда отсутствовали предметы утилитарной направленности. Здесь не встретить рядовую посуду или сервиз. Они, словно прощупывают внутренние слои состояний материала, негласно продолжая развивать завет старшего поколения керамистов группы «Одна композиция», содержащийся в главном требовании — «неутилитарности вещей».

Сергей Соринский представляет серию работ, основанных на взаимодействии тонких мозаичных чешуек-пятен из жидкой массы, объединяя их с жестким ржавым листом металла. Подобная простота и открытость завораживает, делает его работы, сочетающие в себе разные фактуры и материалы, единым целым.

В работах Люды Назиной и Сергея Русакова можно увидеть стремление к эксперименту или провокации. Художники неожиданно соединяют контрастные материалы: грубую массу с изысканным фарфором, резкую фактуру с каллиграфическим росчерком, открытую поверхность с блеском золота. Серия работ «Старый фонд» — это попытка в виде отпечатка сберечь «уходящую натуру». Художники знают, что даже осколки могут сохранить память глины о работе мастера и процессе обжига, поскольку даже самый крошечный осколок способен сберечь событие, позволяет додумать его предыдущую историю.

Другой художник Дмитрий Ильинский выбрал область, которая связана с конструированием форм, сделанных на гончарном круге. Ему, сталкивая массы и объемы глины, удается проявить в одной форме несколько ее состояний. В его произведениях зафиксирован сам момент превращения, и зритель становится свидетелем действия, в котором бесформенная масса, встречаясь с геометрической формой, переходит в образы, формируя их вариативное многообразие.

К приверженцам гончарного круга можно отнести и творчество Сергея Сухарева. Область его поисков тесно связана с развитием форм, сделанных традиционным гончарным способом. Но он использует узнаваемые предметные формы для выражения новой сущности предмета. В руках мастера глина транслирует, зачастую классические формы, которые вдруг забывают о своем определенном статусе и переходят в новое состояние. Объемы будто обрастают историей и выглядят так, словно тысячелетия пролежали в глубинах океана и стали его неотъемлемой часть, а внесенные в реальное пространство, стали щедро делиться своими знаниями о древнем времени всевидения.

Превращаясь в многообразный ряд керамических работ, глина впитывает в себя все художественные переживания творца, запечатлевая живую душу мастера. Творческий путь керамиста, как и любого художника, подобен разговору с миром. Он труден и специфичен, и ответ на, казалось бы, простой вопрос, о роли мастера и материала в процессе создания произведения, т.е. «кто ведет — мастер или материал?», остается открытым.